• ↓
  • ↑
  • ⇑
 
Записи с темой: филологика (список заголовков)
23:10 

Φιλολογία

«Неужели вон тот — это я?»
Оставив попытки читать адаптированный оригинал «о законѣ, Моисѣомъ данѣѣмъ, и о благодѣти и истинѣ, Исусомъ Христомъ бывшии», берусь за перевод иларионова «Слова» и думаю, зачем, зачем, зачем плюсовать семестр лингвистики и палеографии к полугоду словесности допетровского времени. Я ведь учусь на сугубо литературоведческом отделении, и больше половины группы в своих курсовых пишет о зарубежной литературе и едва ли когда-нибудь переметнётся к русистам (а также едва ли когда-нибудь притронется к филологии после защиты диплома).

Что угодно было бы осмысленней и полезней этого прекрасного мотылькового курса про устав, скоропись и пергамен. Англо-саксонский, ещё одна пара англоязычных литератур, дополнительное занятие по средневековой литературе, зарубежная история, страноведение Британии и США, мифы северных народов, наследие фоморов, поэзия Туата Де Дананн, зельеварение, трансфигурация, защита от Тёмных Искусств, только не пятипроцентный раствор древнерусского, нет же, нет же, нет.

@темы: констатация, филологика

17:21 

Crangon! Crangon!

«Неужели вон тот — это я?»
30 декабря 2013 года, понедельник

Про District 9 исчерпывающе сказал Борис Кузьминский («"Район № 9" столь сильно и странно воздействует на нас, потому что снят креветкой»), и не нам договаривать за великими, но я всё же похожу рядом на цыпочках.

Фильм выглядит так, словно «Превращение», True Blood, только с антропоморфными насекомыми вместо вампиров, и The Office сначала разогнали до двухчасового хронометража, а потом столкнули в большом адронном коллайдере. Шок, видео.

Феноменальное, абсолютно дегуманизированное искусство, Ортега-и-Гассет был бы счастлив. Человечность покинула человечество на космическом корабле.

@темы: филологика, кино, в поисках утраченного времени

19:13 

ГоУ Away – 2

«Неужели вон тот — это я?»
Надо думать, Софья Фамусова в таком дискурсе – очень даже ясно начертанное федеральное телевидение: крайне неглупая блядь.

@темы: филологика, the school for scandal

19:11 

ГоУ Away

«Неужели вон тот — это я?»
«Горе от ума» – пророческий текст. Он весь, от трагического названия до обречённой интонации финальной реплики, – про основной конфликт русской жизни: не просто меньшинство vs. большинство, а именно «хипстер» в гостях у «ватников». Даже романтическую составляющую фабулы нет нужды отшелушивать, демаркационная линия проведена очень точно – через ближайший круг, практически по семье.

После этого инсайта ловкое замечание Вайля и Гениса о том, что вопрос «умён ли Чацкий?» – один из основных для русской культуры, не только становится досуха понятным, но и тут же наполняется новыми смутными смыслами.

Ай да Грибоедов, ай да сукин сын. Всё предвидел. Всё про нас знал.

@темы: филологика, the school for scandal

01:28 

* * *

«Неужели вон тот — это я?»
Apraxina поделилась списком литературы из хорошей английской частной школы. Уж я страсть как люблю и литературу, и списки, а от списков литературы и вовсе таю, сердчишко так и стучит, так и стучит. Суперпозиция, понятное дело, как тут устоишь.

Список на 15 лет, это наш 8-9 класс. От них у меня в голове «Тарас Бульба» (мучительное, мучительное чтение, тоскливое, как отжимание, как урок физкультуры), «Мёртвые души» (ничего не понял, Коробочка — смешная фамилия, всем почему-то нравился Манилов), «Герой нашего времени» (после него регион Кавказские Минеральные Воды в прогнозе погоды — цитата из Лермонтова), «Слово о полку Игореве», которое я проболел, — и всё густо пересыпано, переложено Пушкиным. Точно нафталином, точно мешочками с лавандой. Осталось, конечно, больше, но всполохами, тенями: «...и быстрых разумом Невтонов», «от французского глагола répéter, повторять», «воткнул, два раза провернул» — обрезки, обрывки, лоскуты.

Какой уж там класс у них, у англосаксов, — чёрте пойми. Но ни «Жизнь Пи», ни «Миссис Дэллоуэй», ни «Дети полуночи», ни «Анна Каренина» в 15 лет, ни даже «Война миров» так не поразили меня в этом, вполне толковом, списке, как Сюзанна Кларк, «Джонатан Стрендж и мистер Норрелл». Сбой в сердцебиении, пропущенный такт в кардиограмме.

И, кстати, аналог для американского варианта подбирается сходу («Маленький, большой» Краули), а вот для русского — ничего, ничего, молчание.

Ну, подумав, вспомнишь Пелевина (ранние, наверное, вещи; не читал его толком), Дяченко («Vita nostra» — хотя я их не могу никак полюбить — очень, очень хороша), Галину (хм, «Медведки» или «Малая глуша»?), Петросян. Но не сразу вспомнишь, нет, не сразу. Да и это скорее коллективный русский Мартел, чем Кларк. А хочется-то — английских газонов в русском климате, в вечной петербургской мерзлоте. Хочется-то — роз, привитых к постсоветскому дичку. Тумана, дождя, церковной восковой пыли, старосветских чопорных мизантропов хочется. Только никто не даст.

Впрочем, она была, русская Кларк, была; в XX веке была. Звали её — Михаил Афанасьевич.

@темы: читательское, филологика, в поисках утраченного времени

19:27 

Голоса в голове

«Неужели вон тот — это я?»
The Stanley Parable Demo - никакая не демо-версия и даже не виньетка, предваряющая текст, а самостоятельная игра, вариация на ту же тему гейм-дизайна и нарратива. Нахальная деконструкция самой идеи демки, обнажённая структура, (бес)содержательная форма. «Почему молочник боится рассвета» лорда Дансени, последовавшее за сеансом магии разоблачение, ловкость рук и сплошное мошенничество. «Добро пожаловать в демонстрационную версию The Stanley Parable, ваш порядковый номер - 28».

Когда же я, наконец, вырасту и стану игровым критиком.

@темы: филологика

19:23 

Белый Ким, чёрное ухо

«Неужели вон тот — это я?»
21 декабря 2013 года

«Весна, лето, осень, зима... и снова весна» — кино почти совершенное и невероятно отвратительное. Никакой эстетический эффект, никакая художественная правда, никакое концептуальное наполнение не стоят издевательств над животными. Тем более — издевательств, снятых с натуралистическим равнодушием.
Поэтому совершенство, перевесившее возмущение после первой новеллы, первой «Весны», опрокидывается, ломается, утекает озёрной водой. Если это был такой жест, то окей, считайте меня ханжой, но у Кима Ки Дука (или как там его склонять) не радикализм, а лицемерный exploitation. Насилие не имеет пропорций и гомеопатических доз.

@темы: кино, филологика

18:44 

The Walking Dead

«Неужели вон тот — это я?»
21 декабря 2013 года

Вчера было слишком много литературы, поэтому сегодня уравновешиваюсь мыслями о кино. Да и Лотман с его «Семиотикой» для психики не хухры-мухры.
Давно думаю (и признался себе в этом после теории культуры, когда вдруг про него вспомнили), что сокуровский «Фауст» — занудная заумь. Субъективно хорошего там — цитата из Гоголя, распустившаяся посреди Гёте, и нитка финала, если изловчиться и выдернуть её из текста. А всё остальное — крошащийся лёд, гниль, кишки, гениталии. Фильм уже ушёл в вечность, и слава богу, там ему и место, не будем мешать, предоставим мёртвым самим хоронить своих мертвецов.

@темы: филологика, кино

03:38 

Theory of Critical Theory

«Неужели вон тот — это я?»
Разница между творцом и критиком — это разница между путешественником-первооткрывателем и поселенцами-колонизаторами. Нет первого — не нужны и вторые, приоритет очевиден. Только вот без них новая земля так и останется необжитой и безвестной.

@темы: филологика

14:59 

Коридорный литвед - 2

«Неужели вон тот — это я?»
— Бахтин? Это такой литературовед 80 левела.

@темы: филологика, разговорчики в строю!

23:12 

Пост, полный вопросов

«Неужели вон тот — это я?»
А-а-а-а-а, к кому, к кому, к кому мне обратиться с ходатайством, чтобы прекратили употреблять слово комиксы во фразах типа мы с вами знаем, что делается всё возможное, чтобы они [студенты] ничего не понимали, никакую литературу, кроме комиксов?
Вот умные же люди, а говорят такие глупости.

@темы: филологика

18:51 

Пост, полный непонимания

«Неужели вон тот — это я?»
Чтобы показать собственную сложность и противоречивость, теперь примусь о(б)суждать технарей (в самом общем смысле — как негуманитариев).
Вот, скажем, хороший технарь начинает рассуждать о вещах, связанных с культурой, искусством и всяческой художественностью. На это всегда несколько неловко смотреть. Тут очень важно, что это именно хороший технарь, то есть не обделённый умом человек, просто он в своё время зубрил устройство генераторов или разбирался в тонкостях топологии и прекрасно себя ощущал без гуманитарного знания. Потому что плохой в это время либо книжки всякие читал, делая курсач за неделю (а потом забирал документы из технического вуза, как бы намекаю я), либо оказывался просто неумным (и такой случай вообще неинтересен, потому что какое мне дело до неумных людей). У хороших технарей, по моим наблюдениям, частно выявляется несколько странный читательский (киношный, сериальный и — чуть реже — музыкальный) вкус, какое-то несколько потребительское отношение к литературе (кино, сериалам, музыке), если они читают (смотрят, слушают) вообще. В основном, конечно, не читают, не смотрят и не слушают, во всяком случае, на всё их не хватает точно.
Но самое главное, мне совсем непонятно, как объяснить такому человеку, зачем нужна художественная критика. То есть я и сам себе-то не могу этого объяснить, но я знаю, что она нужна, это такая гуманитарная аксиома, а вот передать это интуитивное знание нет никакой возможности, хоть плачь. Буду считать это своей первой педагогической неудачей.

@темы: филологика, the school for scandal

15:54 

Пост, полный благоговения

«Неужели вон тот — это я?»
Здесь доступна для бесплатного скачивания частично оцифрованная (pdf-формат, распознанный текст, без вычитки) академическая серия «Литературное наследство», посвящённая историко-литературным архивам и документам. Вдруг кому-то тоже интересно.

@темы: филологика, комната для рухляди

02:31 

Коридорный литвед

«Неужели вон тот — это я?»
— Этот ваш Фет был того самого. Особенно после смерти жены. Сами посмотрите: он и раньше-то Шопенгауэра переводил, а тут едва не зарезался столовым ножом!

@темы: разговорчики в строю!, филологика

05:31 

Про важное

«Неужели вон тот — это я?»
В половине шестого утра мне кажется, что самый важный и самый неразрешимый вопрос русской литературы — почему Герасим утопил Му-му.

@темы: филологика, констатация

16:14 

* * *

«Неужели вон тот — это я?»
«Берлинцы действуют во времени «пост», после конца большой истории и вообще всех историй. Они целиком погружены в повседневность с ее окрошкой из фраз, движений, мелких жизненных катастроф. Собственно, они заняты тем же, чем был занят Чехов, которому присягает Ангела Шанелек в фильме «После полудня», сделанном на основе «Чайки» <...>. Как и Чехов, они готовы бесконечно всматриваться в колодец паузы, случайно образовавшейся в разговоре за чашкой кофе».
Михаил Ратгауз — «Страна молчания и тьмы»

@темы: чужие слова, филологика, кино

20:23 

Вместоимение

«Неужели вон тот — это я?»
22 июля 2010 года, четверг

Мне приснился сон, что в русский язык ввели старое английское местоимение «thou», второе лицо, единственное число, эквивалент нашего «ты». Уж не знаю, когда оно вышло из употребления в английском языке, но при Чосере, кажется, ещё употреблялось. А потом вот взяло - и исчезло.
Ну и вот, чтобы местоимение не затерялось в томах «Истории английского языка» и не запылилось в каких-нибудь архивных шкафах с оригиналами пьес Шекспира, его-то и решили в русском языке ввести. Не пропадать же добру. И вроде бы как народ-то поддержал, все были очень даже не против. Даже как-то модно стало употреблять новый вариант в речи.
А филологи тем временем начали обсуждать возможную латинизацию русского языка, перевод его с кириллической азбуки на латиницу. И что-то такой резонанс в обществе поднялся, что даже стаканы полопались.

@темы: в поисках утраченного времени, соня в царстве дива, филологика

02:00 

Useless Machine Ever

«Неужели вон тот — это я?»
Да это же принцип действия гуманитария.


@темы: филологика, комната для рухляди

00:33 

a word search

«Неужели вон тот — это я?»
Я тут всё пытался подобрать какое-нибудь маленькое, хлёсткое, ёмкое слово для Набокова, упростить его для собственного внутреннего пользования. И сейчас смотрю на два лежащих на полке журнала и понимаю, что, батюшки мои, вот же оно. Ну сноб же, право слово, сноб, начиная элитарным образованием, продолжая лекциями по литературе - этой очаровательной вкусовщиной не литературоведа вовсе, а коллеги по цеху - и заканчивая колкой шпилькой Бунину в одном из поздних рассказов, этой своей строчкой мы слизь, речённая есть ложь.
И я даже не знаю, люблю ли я снобов или они меня раздражают.
Но Набокова - определённо люблю.

@темы: констатация, филологика

21:37 

Мантра

«Неужели вон тот — это я?»
«Но какое же может быть счастье, если оно основано на чужом несчастии? Позвольте, представьте, что вы сами возводите здание судьбы человеческой с целью в финале осчастливить людей, дать им, наконец, мир и покой. И вот, представьте себе тоже, что для этого необходимо и неминуемо надо замучить всего только лишь одно человеческое существо, мало того - пусть даже не столь достойное, смешное даже на иной взгляд существо, не Шекспира какого-нибудь, а просто честного старика, мужа молодой жены, в любовь которой он верит слепо, хотя сердца ее не знает вовсе, уважает ее, гордится ею, счастлив ею и покоен. И вот только его надо опозорить, обесчестить и замучить, и на слезах этого обесчещенного старика возвести ваше здание! Согласитесь ли вы быть архитектором такого здания на этом условии? Вот вопрос. И можете ли вы допустить хоть на минуту идею, что люди, для которых вы строили это здание, согласились бы сами принять от вас такое счастие, если в фундаменте его заложено страдание, положим, хоть и ничтожного существа, но безжалостно и несправедливо замученного, и, приняв это счастие, остаться навеки счастливыми?»
© Ф.М. Достоевский - очерк «Пушкин»

@темы: чужие слова, филологика

Беседка, увитая плющом

главная