20:14 

Современный лит. процесс

Облачный Кот
«Неужели вон тот — это я?»
Далёкий 2008 год. Начало мая. Скоро ЕГЭ и сочинение. Всем ни до чего. По моим внутренним ощущениям - Москва-река с тех пор утекла, не меньше.
После второго и последнего урока по современной литературе (ну, Толстая, даже Петрушевская с Битовым - ладно, но Вампилов!) я подошёл и спросил, почему же так мало? Ведь столько же авторов, столько же книг, столько же тектонических сдвигов?
Ответ был какой-то скомканный, с кивками в сторону жёстко заданной программы (это у преподавателя-то, который методически творил - и очень хорошо творил! - всё, что хотел), количества часов и прочей ахинеи. И. А. явно торопилась и куда-то, и отделаться от меня. Но последняя фраза, которую она бросила, застряла во мне инородным телом, душевной занозой навсегда. Она сказала: «Потом... критической же базы - нет».
И я очень жалею, что мне не хватило наглости помахать перед её носом «Миром фантастики», «Если», рецензиями Данилкина и Смирновой (критика, конечно, аховая, всё-таки в «Афише» одна была, другой есть книжные обозреватели, да и не знал я о них в тот момент; но какой-никакой, а ориентир), толстыми литературными журналами (которыми - точно могу сказать - интересуюсь больше тех, кому вроде как по профессии положено).
Сейчас бы - хватило.
Да только уже три года прошло.

Поэтому статья Наталии Поповой «Александр Грибоедов против Марии Ватутиной, или Нужно ли школьным учителям преподавать современную литературу» одновременно и лишнее расковыривание вот только недавно зажившей болячки, и бальзам на душу. Практически рижский.
Впрочем, смотрите сами:
«На мой вопрос, о творчестве каких современных писателей учителя хотели бы со мной поговорить, я получила в этом году удивительные ответы. Кто-то хотел обсуждать произведения Фазиля Искандера и братьев Стругацких, кто-то считал, что надо изучать прозу Чингиза Айтматова и Валентина Распутина, а одна учительница попросила поговорить о поэзии 50—70-х годов. В тупик слушателей поставил мой вопрос: “А сколько лет сейчас может быть поэту, активно печатавшемуся в 50-е годы и продолжающему писать поныне? И можем ли мы его творчество отнести к современной поэзии?” С одной стороны, учителям было понятно, что такой поэт скорее мертв, чем жив, но с другой — они же привыкли называть вторую половину XX века современной литературой. Да и как им по-другому относиться к этому периоду, если они большей частью преподают литературу XIX века, а институты окончили тридцать лет назад?»

@темы: читательское, чужие слова, в поисках утраченного времени, комната для рухляди

URL
Комментарии
2011-06-23 в 20:31 

Кнедль
Homo homini felis est!
«Потом... критической же базы - нет». Это вообще такой больной вопрос. Обязаловка по 19 веку есть, а вот век 20 - он действительно в большинстве случаев по желанию учителя, даже если есть учебник со списком авторов. Да и начало 20-ого и современная - настолько разные вещи... И потом, для большинства преподавателей современная литература "плоха" уже тем, что нет однозначного мнения, не на кого ссылаться и с критикой туго. Вот и глохнет литература.

2011-06-23 в 21:06 

MonStra4ka
Верю в Ктулху и тумбочки...|| Таковы неологизмы влюблённого сердца||Симулирую сарказм||Я не прячусь, я ем крота.
У нас с нашим физматом вообще литературу отодвинули, но преподавательница была замечательная и "современная". Хотя обязательная программа у нас так и закончилась где-то в районе МиМ, но Н. И. всегда была рада поговорить/посоветовать внеклассно.

2011-06-24 в 03:30 

Викки
А кошка отчасти идет по дороге, Отчасти по воздуху плавно летит (с)
Ученики должны превосходить своих учителей :)
Закон такой, что поделать....

2011-06-24 в 13:49 

Apraxina
Но как нам хочется порой лицом в ладони окунуться...
Но последняя фраза, которую она бросила, застряла во мне инородным телом, душевной занозой навсегда. Она сказала: «Потом... критической же базы - нет».

современная литература "плоха" уже тем, что нет однозначного мнения, не на кого ссылаться и с критикой туго. Вот и глохнет литература.

*обалдев сего числа* чего-чего нет? А что я ровно сейчас дочитываю прямо с монитора? Тезисы шаламовской конференции, вообще-то. Если это не база...

А литературные журналы читать вообще не судьба, даже бесплатно, на magazines.russ.ru/

2011-06-24 в 14:25 

Magnolia2104
Мне бы хотелось, чтобы меня кто-нибудь где-нибудь ждал...
А мы вообще практически не изучали современную литературу. Времени не хватало, уроки постоянно заменялись чем-то более полезным вроде подготовки к ЕГЭ...
толстыми литературными журналами
Например? Какие сейчас есть? Мне мама рассказывала, что раньше дедушка выписывал, кажется, "Литературную газету", где были интересные кроссворды по художественным произведениям. Вот интересно, сейчас есть что-нибудь подобное?

2011-06-25 в 13:01 

Барабанщик [DELETED user]
Толстые журналы существуют, в библиотеках есть точно. Бери и изучай тенденции. Другое дело, что сейчас школьников натаскивают на ЕГЭ, какие уж тут изучения современной литературы.

2011-06-26 в 18:59 

Minttu
Lumberjacqueline
многобукф

   

Беседка, увитая плющом

главная