«Неужели вон тот — это я?»
Дамы и господа, читавшие "1984" Оруэлла, подскажите, чем закончился описываемый там эксперимент с языком? Заранее спасибо!
Вы не поверите, но мне это нужно для реферата.
Вы не поверите, но мне это нужно для реферата.
там не ставили отдельный эксперимент. там взяли язык и начали его постепенно модернизировать в масштабе всей страны по нескольким осям:
1) стандартизируя грамматику. вообще речь идет об английском, но переводчик здорово постарался, так что один из примеров на память - унификация множественного числа - "цыпленки, крысенки"(с)
2) введение множества аббревиатур - ну это мы и по-русски знаем, главоблснабпотребкооперация
3) введение новых слов для новых понятий - "нелица", например - примерно переводимое как "несуществующие лица", вычеркнутые из общества.
4) удаление "лишних" с идеологической точки зрения слов. по логике "нет понятия - нет идеи". тут примеров не вспомню, помню только логику
собственно, имелось в виду, что рано или поздно все будут говорить только на новоязе, в описываемый период там переходный этап, 10-11 редакция словаря.
ну а результат - вполне достигнутый на партийцах, люди как говорят, так и думают. правоверненько. практически все.
Вот тебе цитатка, надеюсь, поможет:
"— неужели вам непонятно, что задача новояза — сузить горизонты мысли? В конце концов мы сделаем мыслепреступление попросту невозможным — для него не останется слов. Каждое необходимое понятие будет выражаться одним-единственным словом, значение слова будет строго определено, а побочные значения упразднены и забыты. В одиннадцатом издании, мы уже на подходе к этой цели. Но процесс будет продолжаться и тогда, когда нас с вами не будет на свете. С каждым годом все меньше и меньше слов, все yже и yже границы мысли. Разумеется, и теперь для мыслепреступления нет ни оправданий, ни причин. Это только вопрос самодисциплины, управления реальностью. Но в конце концов и в них нужда отпадет. Революция завершится тогда, когда язык станет совершенным. Новояз — это ангсоц, ангсоц — это новояз, — проговорил он с какой-то религиозной умиротворенностью. — Приходило ли вам в голову, Уинстон, что к две тысячи пятидесятому году, а то и раньше, на земле не останется человека, который смог бы понять наш с вами разговор?"