«Неужели вон тот — это я?»
Ходил сегодня к соседям за книгами. Нет, мне есть, что читать, я сейчас полностью в Кэртиане, перечитываю "Красное на красном". Удовольствие получаю колоссальное. Даже больше, чем в первый раз: вижу много вкусностей, которые просто не мог заметить при первом чтении, обращаю внимание на детали, затерявшиеся среди моего бардака в голове, в конце концов, не гонюсь за сюжетом, ведь в общих и даже нескольких частных чертах я его помню, а смакую вкусную книгу и наслаждаюсь послевкусием. Потом будет перечитывание "От войны до войны" ("Талигойская баллада"! Да и Ричард там хорош, хотя к этому герою я как-то равнодушен). А вот потом начнётся чтение! Эх, надеюсь, "Шар судеб" я всё же куплю прежде, чем закрою "Правду стали...". А там меня будут "Хроники Арции" ждать.И силы на написание отзывов я постараюсь в себе найти, тем более что на ОВДВ обещал сделать.
Собственно, ходил я потому, что соседей наших с очень-очень хорошей библиотекой (в школе когда был, помниться, то, чего у нас не было, у них брал; да и хорошими вещами меня они постоянно снабжали. Так, я с огромным интересом прочитал Льва Кассиля, "Мастер и Маргарита", пока не появились у нас дома, брались несколько раз там, ещё что-то было, только сейчас уж не вспомню - говорю же, бардак в голове) очень трудно застать дома: он журналист, постоянно ездит по области и России, пишет очерки про православные храмы; она художник-реконструктор, тоже по командировкам часто. И вот, гляжу - машина рядом с подъездом (мы можем не видеться месяцами, хотя живём всего лишь с разницей в этаж). И я зашёл, конечно. Хотел взять из Диккенса что-нибудь (а то библиотечного надо бы вернуть, он и так уже лежит раза в 4 больше положенного срока) и Лондона (последний как-то прошёл мимо меня, но Маргаритка, сама того не подозревая, напомнила - я даже отыскал у себя сборник с "Белым клыком" и поставил к себе на полку, пролазав около получаса по всяческим антресолям), да и Уайльда было бы не плохо - надеюсь, "Дориан Грей" у нас всё же выйдет на широкий экран, а с его "Портретом" мне хочется ознакомиться заранее. Но взамен принёс "Шум и ярость" Фолкнера (Apraxina, сразу же вспомнил о Вашем совете и решил использовать возможность) и Ремарка, которого давно жажду прочитать, да что-то как-то не складывается. Хотел начать с "Чёрного обелиска", конечно, но в книге оказались "Три товарища" и "На Западном фронте без перемен". Тоже хорошо!
Но сей пост-то я пишу совершенно для другого. Вот уж никак не думал, что их квартира станет местом, где разгорится спор по поводу читабельности фэнтези. Заинтриговал?

@настроение: задумчивое

@темы: читательское, Такая она, жизнь!..

Комментарии
27.10.2009 в 18:39

Мне говорили - похожа на мандаринку
А я с ними согласна :) И хотя сама пишу фэнтези, считаю жанр ширпотребом, а фантастика - это вечно. ИМХО
27.10.2009 в 19:00

Иди через лес, иди через ягоды, сосновые иголки. К радуге на сердце.(с)
На мой взгляд, причины такого отношения к фентези две. Первая: фентези во всей своей широте шагнуло на просторы нашей страны куда позже фантастики (конец восьмидесятых-начало девяностых). И если к фантастике народ привык и фантастику любил, то к фентези у большинства взрослого читающего населения сложилось отношение как к некой "детской сказке", "эскапизму", читать который вроде бы недостойно серьезного мыслящего человека.
Вторая причина: качество книг. Прилавки, действительно, завалены разным. И тут уж как повезет: для кого-то дорогой в фентези станут Толкиен и Сапковский, а кто-то возьмет с полки какую-нибудь муть про очередного попаданца-супермена, и все... Сочтет мутью весь жанр. ИМХО, качественную фентези написать трудно, как впрочем, и качественную книгу любого другого жанра.
Так что два лекарства: время и повышение качества книг.
27.10.2009 в 20:58

Главное - не научиться читать. Гораздо важнее научиться сомневаться в прочитанном (с)
Никогда. Я вовсе не являюсь любителем фантастики - как раз наоборот, исключения делаются лишь для нескольких романов Стругацких да для Карсака - но фэнтези сама загнала себя в гетто. И сделала это так успешно, что шанс выбраться оттуда минимален. 85% - это ваш сосед делает ещё очень большую скидку. 98% фэнтези на полках хлам, а из того, что действительно заслуживает внимание, большая часть - классика, но никак не современники.
Кроме того, если из зарубежной фэнтези к нам попадает по большей части всё же прошедшее отбор временем и цензурой множества редакторов (как наших, так и забугорных), то отечественное фэнтези идёт именно по принципу ширпотреба. Где-то на одном уровне по тиражу, качеству изданий и качеству собственно произведений в одном ряду с Донцовой, Устиновой, Марининой и К.
До тех пор, пока писатели не начнут "думать, думать а не шашкой махать" - фэнтези будет оставаться жанром литературы третьего сорта. Просто потому, что сюда сваливают всё, что не нашло себе применения в жанрах серьёзных, а кроме того, именно с фэнтези начинают свой путь три четверти тех, кто вдруг решил, что обладает литературным талантом. И, соответственно, начинают писать "что попроще", клепая подражательства, по сути, на самих себя.
Увы, репутация уже сложилась. А бороться со сложившейся репутацией куда сложнее, чем создавать её. Поэтому даже если сейчас все писатели фэнтези начнут создавать гениальные произведения, этого всё равно будет не достаточно, чтобы переубедить читателя.
27.10.2009 в 21:03

Мне говорили - похожа на мандаринку
27.10.2009 в 23:26

Хочу хорошей жизни, а мне всё время устраивают весёлую. (с)
Маргаритка Comte le Chat +1

Присоединяюсь!
28.10.2009 в 09:03

Не вечно же закрываться, не вечно же - в обороне...
Может быть, я повторюсь ;), но на фантастике (Ефремов, Беляев) росло несколько поколений в СССР - поэтому она укоренена в нашем сознании. Плюс, советская интеллигенция (читай - "образованный, читающий и думающий слой общества") привыкли воспринимать ее как модель будущего, к которому мы идем. И, подсознательно, продолжают ее так воспринимать: космос есть? - есть; технологии развиваются? - еще как! - ну, вот так примерно оно и будет, я в это верю.
А фэнтази (хорошая, подчеркиваю, макулатуру отметаем сразу) либо привязана к нашему прошлому, либо вообще альтернативной реальности, побуждает к отвлеченным рассуждениям. Поэтому и воспринимается умными практичными людьми, как влучшем случае, чтение для развлечения.
небольшой пример
Почему я не читаю фантастику? А я в нее, талантливо написанную, тоже верю. И искренне надеюсь, что не доживу до того времени, когда будет убит последний единорог. Не хочу жить в космическо-бластерном мире.
Comte le Chat в том же гетто , ИМХО, находится и фантастика. Ширпотреба, гламура и макулатуры и конъюнктуры 90% (+-) в любом жанре, включая то, что мы привыкли называть классикой.
28.10.2009 в 20:04

Главное - не научиться читать. Гораздо важнее научиться сомневаться в прочитанном (с)
Гела
Это верно - про 90%, плюс-минус, в любом жанре. Но вот про гетто фантастики никак не соглашусь. Просто потому, что не пишут фантастику нынче в таких количествах, как прежде. Большинство маститых авторов - "иных уж нет, а те далече", а молодёжь либо не интересуется, либо не рискует браться за такой жанр, в котором очень тяжело написать хорошую оригинальную книгу, не скатываясь к пересказу заезженных сюжетов. Ибо та же серия "Сталкер" - это, простите, никакая не фантастика.
Опять же, в "золотой век" фантастики всё только начиналось: и космос, и компьютер, и "светлое будущее человечества". Будущего светлого у нас пока, судя по всему, не предвидится, а вот многое из придуманного или спрогнозированного уже стало реальностью. Что затрудняет тот самый поиск оригинальных мыслей и сюжетов.
Что же касается классики - я подразумеваю под этим книги, прошедшие проверку временем и любовью читателей. А вовсе не яркую рекламу на обложках: "Современная классика! Гениальный роман! Книга будущего!" :) Этого у нас и так хватает.
Если же говорить о классике вообще... Да, порой непонятно, почему в списки золотого фонда мировой литературы попали одни и не вошли другие. Однако c'est la vie, списки эти составлены и более-менее выдерживают критику. Дюма, например, не считают классиком литературы, относят к авторам второго плана, но никто не отказывает ему в титуле одного из отцов-основателей приключенческого романа. Аналогично, ни Толкин, ни Льюис, ни Стругацкие, ни Сапковский не войдут в университетские программы литературы наряду с Достоевским или Драйзером - за редким исключением, когда программы эти пытаются менять особо прогрессивные и "продвинутые" преподаватели. Но, тем не менее, перечисленные мэтры всё равно останутся на одном - достаточно высоком уровне - с "программными" произведениями.
29.10.2009 в 07:53

Не вечно же закрываться, не вечно же - в обороне...
Comte le Chat тогда предлагаю вернуться к разговору о фентази лет через 50 - когда современные авторы тоже пройдут проверку временем))
"Современная классика! Гениальный роман! Книга будущего!" :) Этого у нас и так хватает. Современной классики, ИМХО, не бывает, книга должна "сок дать", в любом жанре))
И, опять же, ИМХО, надо выделять "мировую классику" (Диккенс, Достоевский, Гете...) и классику жанра. Последняя группа никогда не войдет в обучающие программы, и слава богу, но меньше классикой от этого не станет.
У меня понятие классики специфичное, с бОльшей частью программной макулатуры литературы я вообще в сввое время отказалась дело иметь, поэтому и на филфак не пошла. Но это уже совсем другая история (с) ;)
29.10.2009 в 11:50

Главное - не научиться читать. Гораздо важнее научиться сомневаться в прочитанном (с)
Гела
Помнится, через пятьдесят лет обещали "одно сплошное телевидение" ;-) Но это к слову)
Разумеется, книга не становится классикой в одночасье. И разумеется же, есть классика мировая и классика жанра (спасибо за определение, я всё не мог его вспомнить :) )
Единственное что не совсем ясно в таком случае - что именно вы считаете Ширпотреба, гламура и макулатуры и конъюнктуры в рамках мировой классики? Видимо, мне в своё время просто повезло с программой в университете, ибо в рамках списков попадалась лишь действительно хорошая литература :)
29.10.2009 в 15:50

Не вечно же закрываться, не вечно же - в обороне...
Comte le Chat одно сплошное телевидение *с надеждой* может, это то самое светое будущее, которое не наступит? ;)
что именно вы считаете Ширпотреба, гламура и макулатуры и конъюнктуры в рамках мировой классики? Это сугубая и махровая ИМХА, эмоциональное и субъективное восприятие, я не истина в последней инстанци... так что лучше отвечу u-mail))
29.10.2009 в 23:07

Главное - не научиться читать. Гораздо важнее научиться сомневаться в прочитанном (с)
Гела
Благодарю, ответ получил :)
может, это то самое светое будущее, которое не наступит?
Если это будущее в духе "Дома 2", передач с Малаховым или другим Малаховым, крипимнальных хроник и всяческой похабени... То это будет благо, если оно не наступит в таком своём варианте :laugh:
30.10.2009 в 09:47

Не вечно же закрываться, не вечно же - в обороне...
Comte le Chat я ТВ не смотрю уже года 4, если не больше: новости в интернете, фильмы на дисках (и без рекламы ;)) Так что я за светлое будущее без ТВ ))

Расширенная форма

Редактировать

Подписаться на новые комментарии
Получать уведомления о новых комментариях на E-mail